СИСТЕМЫ

«СТРАЖНИК»- СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Необходимость создания системы «Стражник» была обусловлена наличием проблемных моментов и противоречий в существующей системе отбора и проверки работников частных охранных предприятий. Одна часть проблемных аспектов определяется непосредственно спецификой деятельности в области охраны объектов, материальных ценностей и их сопровождения. Другая часть проблем связана со некоторыми сложившимися стереотипами в отношении сотрудников частных охранных предприятий.

Некоторые из них таковы:

1. ЧОП – организации непрофессиональных работников;

2. ЧОП — социальная ниша для военных пенсионеров;

3. ЧОП – сфера трудоустройства для социально и профессионально несостоятельных участников боевых действий и вооруженных конфликтов;

4. ЧОП — боевая структура и «рэкетир» криминальных группировок и др.

Подобного рода стереотипы создают образ социальной вторичности частного охранного предприятия по сравнению с деятельностью, осуществляемой официальными государственными охранными структурами. Как следствие, они не получают должного научно-методического, академически выверенного обеспечения для ведения кадровой работы, проверки и подготовки персонала на должном уровне.

Вследствие этой закономерности, реальные проблемы кадров остаются не проработанными и периодически проявляются в различных негативных формах, закрепляя стереотипы и снижая продуктивность и экономическую эффективность работы предприятия, сопровождая его деятельность административными, а иногда — судебными разбирательствами и издержками. Практический опыт работы и исследовательская деятельность показывают, что к наиболее выраженным и частым проблемам сотрудников частных охранных предприятий ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ относятся:

По вектору командообразования

1. Вспышки внезапной раздражительности, скандальность.

2. Возможность нарушения социальной дистанции и субординации.

3. Выраженная протестная склонность к нарушению инструкций, распоряжений.

4. Неуместное самоутверждение в командной деятельности.

5. Проблемы психологической совместимости.

6. Внутригрупповое соперничество и конфликтность на профессиональной почве.

7. Соперничество — как ведущая манера отношений в профессиональной  группе.

8. Конфликтность — как основной способ выяснения отношений в группе.

9. Приступы подозрительности и поиски «врагов» среди своих коллег.

10. Поиски «мальчиков для битья» в команде.

11. Зависть и ревность к профессиональным успехам коллег, мстительность.

12. Преднамеренная скрытая или явная провокация конфликтов и проблемных

      ситуаций с желанием выслужиться, «получить бонусы».

13. Развитость «кумовства» и «землячества» — стремление привлекать к

      деятельности своих близких, друзей, однополчан и т.д.

По вектору психофизиологических и нейропсихологических показателей

1. Различные формы употребления алкоголя: реактивное — в ответ на стресс,

бытовое пьянство, запойное пьянство или алкоголизм.

2. Наркомания.

3. Адреналиномания – поиск и создание ситуаций явной опасности с

последующим получением удовольствия от преодоления переживаемого

страха.    

4. Иные формы зависимого поведения, например, игромания.

5. Клептомания.

6. Трусость и ступор в экстремальной профессиональной ситуации.

7. Приступообразные страхи.

8. Неврозы навязчивых состояний.

9. Неумение совладать с ситуативными психологическими стрессами.

10. Неспособность менять линию поведения в зависимости от меняющихся

 обстоятельств.

По вектору деструктивности

1. Депрессии с алкогольным или суицидальным исходом.

2. Суициды на почве несчастной любви или семейных неурядиц, а также

 мнимых или реальных супружеских измен.   

3. Постоянная личностная агрессивность и конфликтность.

4. Агрессивность, как способ компенсации чувства неполноценности, в том

числе мужской несостоятельности.

 5. Привлекательность работы с оружием, как фактом доступности орудия

  суицида.

6. Импульсивная агрессивность и ее неадекватный в конкретной рабочей

      ситуации уровень.

      

По вектору развитости личности и социальной зрелости

1. Психологическая инфантильность.

2. Детский эгоизм и эгоцентризм.

3. «Рэмбомания».

4. Протестная и демонстративная оппозиционность руководству, команде.

5. Оппозиционное и протестное нарушения регламента работ и инструкций.

6. Ленивое отношение к работе.

7. Комплексы неполноценности.

8. Разглашение информации в стремлении повысить свою личностну

  значимость.

По вектору профессиональной деятельности

1. Поиск опеки и покровительства, ведомость, несамостоятельность.

 Неспособность к автономным действиям в профессиональной ситуации.

 2. Прямая зависимость профессиональной успешности и продуктивности от

  состояния семейных и, особенно, супружеских отношений.

 3. Нежелание повышать квалификацию и обучаться профессиональным

  новшествам.

По вектору социальной направленности

  1. Использование служебного положения в корыстных целях.
  2. Коррупционность и коррупционное поведение. Коррупционная готовность.
  3.  Противоправные деяния – воровство, кражи.

Система «Стражник» направлена на выявление и анализ указанных проблем, с целью повышения эффективности работы с кадрами.

АВТОРЫ ПРОЕКТА
А.В. СМИРНОВ   В.В. ГВАРДЫЧЕНКО

 

«БУК» -КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ БЛАГОНАДЁЖНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Практика работы и данные академических исследований показывают, что традиционно пристальное внимание в кадровом отборе уделяется следующим аспектам:

1. Высокая профессиональная компетентность;

2. Знание современных управленческих подходов;

3. Способность к управлению людьми;

4. Способность продуктивно взаимодействовать с подчиненными или партнерами;

5. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить

    нестандартные решения для проблемных ситуаций;

6. Развитость прогностических способностей;

7. Практико-ориентированный интеллект;

8. Развитость аналитических и формально-логических способностей;

9. Стремление к системности в решении проблем;

10. Готовность к инновациям;

11. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

12. Наличие четких личных социально-позитивных ценностей и целей;

13. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать,

       влиять на людей;

14. Умение обучать и развивать подчиненных;

15. Умение формировать эффективные рабочие группы;

16. Наличие оптимального сочетания готовности к риску и ответственности в

      характере;

17. Ответственность и надежность в выполнении заданий;

18. Упор на постоянный личный рост и самосовершенствование и др.

Таким образом, выделяются четыре основных блока профессионально важных качеств сотрудника (кандидата):

— профессиональной компетентности и профессиональных знаний;

— интеллектуальных способностей;

— личностных качеств;

— проявлений свойств центральной нервной системы (ЦНС);

При этом есть ряд вопросов, на которые работодатель, в некоторых случаях, также

хотел бы получить ответы до принятия конкретного кадрового решения, а именно:

1. Определение склонности сотрудника (кандидата) к различным формам противо-

 правных действий;

2. Определение вероятности криминального или асоциально-девиантного

 поведения сотрудника (кандидата) при различных (меняющихся) условиях   

  трудовой деятельности, руководствуясь недовольством заработной платы,

   статусом в трудовом коллективе, местью, неприязненным отношением к

начальству, коллегам, партнерам по бизнесу;

3. Определение вероятности криминального поведения сотрудника (кандидата)

 к совершению преступных действий при наличии благоприятной внешней

 ситуации, когда минимальна или отсутствует угроза личной ответственности,

 а преступный способ удовлетворения определенных целей оказывается

 максимально результативным;

4. Определение вероятности сотрудника (кандидата) к совершению преступных действий, рассматривая их как вынужденный способ удовлетворения потребностей и решения проблемных ситуаций;

5. Определение вероятности сотрудника (кандидата) к совершению преступных действий под воздействием третьих лиц при шантаже, психологической

 неустойчивости, слабости морально-этической цензуры и др.;

6. Выявление сотрудника (кандидата) с манипулятивным стилем руководства, обслуживающего собственные корыстные интересы;

7. Выявление сотрудников (кандидатов) с паразитически-иждивенческим стилем поведения;

8. Определение вероятности того, что сотрудник (кандидат) является «фигурой влияния», специально внедренной в компанию (или вступившей в деловые отношения),  для осуществления задач и достижения целей, выдвинутых группой   сторонних лиц;

9. Определение готовности сотрудника (кандидата) уйти к конкурентам;

10. Выявление склонности личности к коррумпированности и готовности к коррупционному поведению;

11. Определение различных форм зависимости сотрудника (кандидата);

12. Оценка общей благонадежности сотрудника (кандидата), а также другие

вопросы;

                  Система «БУК» направлена на выявление, решение и профилактику проблем, связанных с данными вопросами.

АВТОРЫ ПРОЕКТА
А.В. СМИРНОВ   В.В. ГВАРДЫЧЕНКО

 

«ОЛИМПИЯ»-  ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ЮНИОРОВ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Основная цель системы «ОЛИМПИЯ»

Основной целью программы является отбор и обеспечение психологической поддержки перспективно — результативных спортсменов.

Необходимость создания системы «ОЛИМПИЯ»

Необходимость создания Системы обусловилась наличием проблемных моментов и противоречий в существующей системе отбора и подготовки юниоров:

  •  обособленность процессов собственно физической спортивной подготовки и психологической подготовки в силу различия их предметных областей;
  • эта предметная обособленность привела к существованию более двадцати вариантов «спортивно-психологического портрета» результативного спортсмена-юниора;
  • как результат, сформировалась тенденция к своеобразному описательному «коллекционированию» необходимых качеств результативного спортсмена, представлению множества моделей;  большинство разработок ограничивается изучением только отдельных аспектов спортивной подготовки: либо психологии спортивного поведения, либо копинг-стратегиями поведения предстартовых состояний.
  • обособленность предметных областей спортивной и психологической подготовки существенно ограничивает диапазон изучаемых факторов, способствующих развитию результативности у каждого конкретного спортсмена.
  • в области собственно спортивной психологии не учитывается фактор постоянного возрастного изменения личности спортсмена-юниора.

Таким образом, фактически отсутствует  интеграция  спортивно — психофизиологического, спортивно — технического, общепсихологического, личностно — психологического, возрастно-психологического и социального подходов в оценке индивидуальных особенностей спортсмена-юниора.

Описание выполняемых задач в рамках технологических блоков проекта

Первичное тестирование – предполагает выявление спортивных данных (проверка с помощью тренеров) и психологических особенностей юниора с целью определения его в одну из условных групп подготовки («спортивные высокорезультативные», «спортивные среднерезультативные», «спортивные низкорезультативные», «группа общей спортивной подготовки»).

Группирование позволяет в последующем определять характерные для группы сильные и слабые стороны спортивной подготовки и оптимизировать ресурсозатраты.

Распределение в «диадные» группы тренеров – по результатам проспективного анализа психологических данных (будущее отношение к спортивной подготовке и поведение), помимо распределения юниоров в условные, обозначенные выше группы, происходит распределение юниоров по тренерам, с учетом 2 критериев: максимальной психологической совместимости и максимальной результативности предстоящей спортивной подготовки. Тренер при этом получает необходимую развернутую информацию о юниоре в рамках модели «результативного юниора» по следующим пунктам:

1. Дисциплина

2. Эмоциональная сфера

3. Способность к мобилизации усилий для достижения цели

4. Уверенность в себе

5. Спортивная агрессивность

6. Воля

7. Соответствие личностного развития возрастным критериям

8. Характер межличностных отношений

9. Реакция на стресс

10. Динамика работоспособности

Консультирование тренеров позволяет интегрировать в одну систему подготовки спортивные и индивидуально-психологические аспекты работы с подопечным. Тренер получает информацию о том, каким образом лучше развивать позитивный потенциал или преодолевать у подопечного неблагоприятные тенденции развития..

Динамический мониторинг подготовки юниора – трехкратный мониторинг подготовки (три раза за учебный год) по данным чек-листов, получаемых от тренеров, позволяет осуществлять оценку и продуктивную коррекцию процесса спортивной подготовки.

Психопрофилактика и психокоррекция развития юниоров предполагает также и работу с родителями детей, по запросу родителей.  Методологическое объединение триады «ЮНИОР» — «ТРЕНЕР» — «СЕМЬЯ»  создает непрерывность процесса спортивной подготовки и психолого-педагогического развития.

АВТОРЫ ПРОЕКТА
А.В. СМИРНОВ   В.В. ГВАРДЫЧЕНКО