СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ»

Область знаний:

  • Управление рисками, связанными с организацией и осуществлением профессиональной деятельности;
  • Организация профессиональной деятельности;
  • Психогигиена профессиональной деятельности;
  • Повышение эффективности профессиональной деятельности;
  • Тайм-менеджмент;
  • Здоровье, качество и продолжительность жизни;

Участие в семинаре предоставляет необходимые теоретические знания и практические навыки в области психологии стресса, его правильного конструктивного преодоления и профилактики.

Для кого:

  • Для руководителей, специалистов, работников сферы управления.

На этом семинаре Вы узнаете:

  1. Методологию и методы профилактики стресса в профессиональной деятельности;
  2. Основные методы и приемы обеспечения стрессоустойчивости профессиональной деятельности;

Приняв участие в семинаре, Вы будете уметь:

  1. Применять различные методологии и методы обеспечения профилактики стресса профессиональной деятельности;
  2. Применять различные методологии и методы преодоления стресса в профессиональной деятельности;
  3. Самостоятельно, в соответствии с возникающими задачами, разрабатывать и применять адекватные меры самопомощи в преодолении стресса;

По окончании семинара Вы будете владеть:

Методами профилактики стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности

Форма проведения – очные занятия

Продолжительность

Семинар проводится в течение одного дня с 10-00 до 17-00

Общая продолжительность занятий – 7,5 ч.

 Цели семинара:

  1. Формирование системных представлений о профессиональном и «бытовом» стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях;
  2. Формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности;
  3. Формирование практических умений грамотно осуществлять профилактику стресса и опасных профессиональных ситуаций, осуществлять самопомощь и психопрофилактику в ходе профессиональной деятельности;
  4. Формирование практических умений и теоретических знаний по самостоятельному выходу из стрессовых профессиональных ситуаций;

 Задачи семинара:

  1. Раскрыть специфику стресс-менеджмента, как особую область знаний, связывающую теорию с практикой;
  2. Сформировать адекватные представления о психологических возможностях и особенностях антистрессовой профессиональной деятельности;
  3. Раскрыть основные тенденции развития психологических основ стресс-менеджмента на современном этапе;

 Программа семинара

Первая пара 10.00 -11.20

Блок 1: Адаптация человека и стресс

  1.  Социокультурная адаптация человека и базовый эволюционный конфликт;
  2. Стресс как постоянный феномен;
  3. Понятие стресса. Виды стресса и их единая сущность (психофизиологический, психологический, ситуативный (реактивный), «профессиональный», пролонгированный, перманентный, экзистенциальный);
  4. Стрессоустойчивость, свойства нервной системы и стрессоры (стрессогены). «Субъективность» и сила стрессора. Интенсивность потребности в перестройке стратегии и форм адаптации;
  5. Наблюдаемые проявления стресса: здоровье, эмоции, коммуникация, поведение, продуктивность, адаптивность;
  6. Последствия различных типов стресса. Стресс и тело. Стресс и здоровье. Болезни стрессовой этиологии. «Витаминная» модель стресса;

 Блок 2: Практикум «Есть ли у меня стресс?»

  1.  Экспресс-методы самодиагностики стресса;
  2. «Мое слабое звено» — где и почему возникнет стресс;

Вторая пара 11.40 -13.10

Блок 3: Феноменология стресса

 Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания);

  1. Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость сложность поведенческих, профессиональных задач);
  2. Стресс-факторы субъективного характера (стиль жизни, система потребностей и смысло-жизненных ориентаций). Перманентный конфликт и стресс. Феномен источника бытийной мощи;
  3. Фазы и динамика стресса;
  4. Основные психологические и психофизиологические составляющие синдрома стресса (аффективность, тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса). Синдром выгорания.

13.10 – 14.10 Кофе-Брэйк

Третья пара 14.10 – 15.20

Блок 4: Преодоление стресса

  1.  Стресс и фрустрация сверхзначимой потребности. Проблема социальной значимости и зависимости от социального статуса;
  2. Когнитивный диссонанс – виды и типичные стратегии его преодоления;
  3. Эмоции и совладание с ними. Стратегия и формы. Значимость сопереживания;
  4. Что такое «План – А» и «План – Б» в преодолении стресса. Переструктурирование потребностей;
  5. Когнитивное планирование достижения субъективно приемлемого результата. Оценка возможностей;
  6. Воля и деятельность;
  7. Этапность. Структурирование микрозадач. Исполнение и контроль результата;
  8. Рефлексия и переструктурирование системы ценностей. Редизайн субъективной картины мира;

Четвертая пара 15.40 – 17.00

Блок 5: Профилактика стресса

  1.  Объективная парадигма профилактики – минимизация физиологической компоненты стресса;
  • Стиль работы;
  • Режим «Работа-отдых»;
  • Гигиена профессиональной деятельности;
  • Оптимизация профессиональной деятельности;
  1. Субъективная парадигма профилактики стресса;
  • Минимизация стрессоров;
  • Стиль жизни;
  • Здоровый стиль жизни;
  • Охрана собственного ресурса;
  • Оптимизация индивидуальных копинг-стратегий;
  • Аутогенные практики и формы. Домашняя физиотерапия;
  • Профилактика причин, а не симптомов;
  • Укрепление стрессоустойчивости – работа над вегетативной реактивностью, динамическими характеристиками ЦНС, саморегуляцией поведения и волей;
  • Быть или казаться. Система ценностей и вопрос об источниках бытийной мощи (партиципативная система человека);

Ведущий семинара:

Александр Смирнов

доктор психологических наук, профессор кафедры  «Социальной психологии, конфликтологии и управления» УрГПУ.

Автор более 100 научных работ (в том числе 10 монографий) по проблемам психодиагностики, аддиктологии, девиантологии, глубинной психологии.