Область знаний:
- Управление рисками, связанными с организацией и осуществлением профессиональной деятельности;
- Организация профессиональной деятельности;
- Психогигиена профессиональной деятельности;
- Повышение эффективности профессиональной деятельности;
- Тайм-менеджмент;
- Здоровье, качество и продолжительность жизни;
Участие в семинаре предоставляет необходимые теоретические знания и практические навыки в области психологии стресса, его правильного конструктивного преодоления и профилактики.
Для кого:
- Для руководителей, специалистов, работников сферы управления.
На этом семинаре Вы узнаете:
- Методологию и методы профилактики стресса в профессиональной деятельности;
- Основные методы и приемы обеспечения стрессоустойчивости профессиональной деятельности;
Приняв участие в семинаре, Вы будете уметь:
- Применять различные методологии и методы обеспечения профилактики стресса профессиональной деятельности;
- Применять различные методологии и методы преодоления стресса в профессиональной деятельности;
- Самостоятельно, в соответствии с возникающими задачами, разрабатывать и применять адекватные меры самопомощи в преодолении стресса;
По окончании семинара Вы будете владеть:
Методами профилактики стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности
Форма проведения – очные занятия
Продолжительность
Семинар проводится в течение одного дня с 10-00 до 17-00
Общая продолжительность занятий – 7,5 ч.
Цели семинара:
- Формирование системных представлений о профессиональном и «бытовом» стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях;
- Формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности;
- Формирование практических умений грамотно осуществлять профилактику стресса и опасных профессиональных ситуаций, осуществлять самопомощь и психопрофилактику в ходе профессиональной деятельности;
- Формирование практических умений и теоретических знаний по самостоятельному выходу из стрессовых профессиональных ситуаций;
Задачи семинара:
- Раскрыть специфику стресс-менеджмента, как особую область знаний, связывающую теорию с практикой;
- Сформировать адекватные представления о психологических возможностях и особенностях антистрессовой профессиональной деятельности;
- Раскрыть основные тенденции развития психологических основ стресс-менеджмента на современном этапе;
Программа семинара
Первая пара 10.00 -11.20
Блок 1: Адаптация человека и стресс
- Социокультурная адаптация человека и базовый эволюционный конфликт;
- Стресс как постоянный феномен;
- Понятие стресса. Виды стресса и их единая сущность (психофизиологический, психологический, ситуативный (реактивный), «профессиональный», пролонгированный, перманентный, экзистенциальный);
- Стрессоустойчивость, свойства нервной системы и стрессоры (стрессогены). «Субъективность» и сила стрессора. Интенсивность потребности в перестройке стратегии и форм адаптации;
- Наблюдаемые проявления стресса: здоровье, эмоции, коммуникация, поведение, продуктивность, адаптивность;
- Последствия различных типов стресса. Стресс и тело. Стресс и здоровье. Болезни стрессовой этиологии. «Витаминная» модель стресса;
Блок 2: Практикум «Есть ли у меня стресс?»
- Экспресс-методы самодиагностики стресса;
- «Мое слабое звено» — где и почему возникнет стресс;
Вторая пара 11.40 -13.10
Блок 3: Феноменология стресса
Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания);
- Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость сложность поведенческих, профессиональных задач);
- Стресс-факторы субъективного характера (стиль жизни, система потребностей и смысло-жизненных ориентаций). Перманентный конфликт и стресс. Феномен источника бытийной мощи;
- Фазы и динамика стресса;
- Основные психологические и психофизиологические составляющие синдрома стресса (аффективность, тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса). Синдром выгорания.
13.10 – 14.10 Кофе-Брэйк
Третья пара 14.10 – 15.20
Блок 4: Преодоление стресса
- Стресс и фрустрация сверхзначимой потребности. Проблема социальной значимости и зависимости от социального статуса;
- Когнитивный диссонанс – виды и типичные стратегии его преодоления;
- Эмоции и совладание с ними. Стратегия и формы. Значимость сопереживания;
- Что такое «План – А» и «План – Б» в преодолении стресса. Переструктурирование потребностей;
- Когнитивное планирование достижения субъективно приемлемого результата. Оценка возможностей;
- Воля и деятельность;
- Этапность. Структурирование микрозадач. Исполнение и контроль результата;
- Рефлексия и переструктурирование системы ценностей. Редизайн субъективной картины мира;
Четвертая пара 15.40 – 17.00
Блок 5: Профилактика стресса
- Объективная парадигма профилактики – минимизация физиологической компоненты стресса;
- Стиль работы;
- Режим «Работа-отдых»;
- Гигиена профессиональной деятельности;
- Оптимизация профессиональной деятельности;
- Субъективная парадигма профилактики стресса;
- Минимизация стрессоров;
- Стиль жизни;
- Здоровый стиль жизни;
- Охрана собственного ресурса;
- Оптимизация индивидуальных копинг-стратегий;
- Аутогенные практики и формы. Домашняя физиотерапия;
- Профилактика причин, а не симптомов;
- Укрепление стрессоустойчивости – работа над вегетативной реактивностью, динамическими характеристиками ЦНС, саморегуляцией поведения и волей;
- Быть или казаться. Система ценностей и вопрос об источниках бытийной мощи (партиципативная система человека);
Ведущий семинара:
Александр Смирнов
доктор психологических наук, профессор кафедры «Социальной психологии, конфликтологии и управления» УрГПУ.
Автор более 100 научных работ (в том числе 10 монографий) по проблемам психодиагностики, аддиктологии, девиантологии, глубинной психологии.