Область знаний:
- Управление рисками, связанными с организацией и осуществлением профессиональной деятельности;
- Организация профессиональной деятельности;
- Психогигиена профессиональной деятельности;
- Повышение эффективности профессиональной деятельности;
- Здоровье, качество и продолжительность жизни;
- Личностное и профессиональное саморазвитие;
Участие в семинаре предоставляет необходимые знания и практические навыки в области кризисной психологии и психологии кризиса (глубинного, личностного, возрастного, мотивационного, коммуникативного, группового, управленческого), его конструктивного преодоления и профилактики.
Для кого:
- Для руководителей, специалистов, работников любой сферы и профиля.
На этом семинаре Вы узнаете:
- Основные концепции кризиса;
- Структуру, функции, специфику развития и сферы развертывания различных типов кризисов;
- Распознавание кризисов и практику мониторинга предкризисных ситуаций;
Приняв участие в семинаре, Вы будете уметь:
- Диагностировать основные типы кризисов;
- Описывать и объяснять их специфику;
- Моделировать варианты развития кризисов и способы их завершения;
- Оказывать необходимое управленческое воздействие на кризисную ситуацию и важнейшие параметры кризиса;
По окончании семинара, Вы будете владеть:
- Современными технологиями прогноза, предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов;
- Навыками их разрешения с позиций социальной ответственности;
- Навыками использования методов прикладного анализа для определения уровня конфликтности;
Форма проведения – очные занятия.
Продолжительность
Семинар проводится в течение 3 дней с 10-00 до 17-00 (каждый день).
Общая продолжительность занятий – 23 ч.
Цели семинара:
- Рассмотреть особенности генезиса, детерминант и динамики кризисов различной модальности;
- Дать представление об актуальных научных и практических подходах к их разрешению;
Задачи семинара:
- Сформировать представление о природе и сущности конфликтов различной модальности;
- Научить оценивать различные подходы к концептуализации конфликтов различной модальности;
- Сформировать навыки применения теоретических знаний к анализу и оценке конфликтов различной модальности;
- Дать представление об основных подходах к разрешению конфликтов различной модальности;
Программа семинара
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Первая пара 10.00 -11.20
Тема 1. Перманентная конфликтность человека.
- Эволюционные основы регуляции поведения человека: мезо-кортико-лимбическая система позитивного подкрепления и церебральные регуляторы поведения;
- Базовый конфликт нейро-гормональной и церебральной регуляции поведения (археокортекс и неокортекс). Соотношение биологического и социального в человеке. От животного мира к социальному миру культуры;
- Проявления базового конфликта. Каин и Авель с точки зрения нейробиологии, психологии и конфликтологии;
- Роль культурно-информационной среды в регуляции поведения человека. Культурное давление. Конфликт социального и личного;
- Направленность личности;
Вторая пара 11.40 -13.10
Тема 2. Глубинно-психологические конфликты
и система психологических защит.
- Теория Фрейда и эволюционная теория Дарвина;
- Ньютоновская термодинамика теории Фрейда;
- «Влечение» или «Побуждение» — современная точка зрения на терминологический аппарат теории З.Фрейда;
- Теория либидо и стадии психосексуального развития;
- Стадии психосексуального развития и диалектика развития;
- Стадии развития, фиксация и характер. Характер и поведение.
- Психологические защиты;
- Философские категории «Бытие» и «Противоречие» в концепции З.Фрейда;
- Диалектика взаимодействия сознательного и бессознательного – человек Фрейда – «Homo Neuroticus sufficiorum»;
13.10 – 13.45 Кофе-Брэйк
Третья пара 14.10 – 15.20
- Родовое бессознательное Л. Зонди;
- Притязания предка и феномен экзистенциальных потребностей
- Потребности и побуждения
- Генотропизм и его проявления — либидотропизм, морботропизм, социотропизм, оперотропизм, танатотропизм
- Детерминанты жизненного пути человека по Л.Зонди
- Бытие человека как управляемый фатализм по Л.Зонди
- Человек Зонди – «Homo Viator»
Четвертая пара 15.40 – 17.00
- Телеологическая теория развития А.Адлера;
- Источники чувства неполноценности и компенсация
- Неполноценность и формирование прототипа личности
- Прототип и идея, ошибки прототипа — фикционный финализм
- Неполноценность, компенсация, цель и стиль жизни
- Ведущие стили жизни и их сущность
- Бытие как фикционный финализм
- Человек Адлера – «Homo compensatorum, superiorum»
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Первая пара 10.00 -11.20
Тема 3. Конфликты возрастного развития
- Диалектика развития кризисов возрастного развития и проблема отсутствия концептуальных основ их объяснения в современной психологии;
- Концепция возрастного развития Э.Эриксона;
- Стадии психосексуального и социального развития личности по Э.Эриксону
- Сущность и социальная основа возрастных конфликтов, диалектические противоречия возрастных кризисов
- Психологические подходы в преодолении возрастных кризисов
Вторая пара 11.40 -13.10
Тема 4. Когнитивно-мотивационные конфликты.
- Фрустрация и конфликт;
- Детерминанты фрустрации (фрустрация задержкой, фрустрация срывом)
- Личностные особенности и фрустрация
- Социальные источники фрустрации
- Фрустрация конфликтом
- Когнитивный диссонанс Фестингера. Типы мотивационных конфликтов — источники, содержание и возможные последствия
- Когнитивные конфликты и стратегии поведения
- Последствия фрустрации
- Конструктивные и деструктивные стратегии преодоления фрустрации
13.10 – 13.45 Кофе-Брэйк
Третья пара 14.10 – 15.20
Тема 5. Острые кризисные ситуации
- Стресс как неспецифическая реакция организма человека на экстремальные условия
- Теория стресса Г. Селье
- Физиологический механизм стресса
- Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)
- Фазы стрессовой реакции
- Вредный стресс, или дистресс
- Современные представления о стрессе как о многозначном понятии
— стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку
— стресс как реакция на определенное событие
— стресс как промежуточная переменная между раздражителем и реакцией на него
— стресс как трансактный процесс столкновения индивида с окружающим миром
- Виды стрессоров: повседневные сложности (микрострессоры), критические жизненные события (макрострессоры), хронические стрессоры, хронические субтравматические стрессоры
- Сопротивляемость стрессу
- Технологии совладания со стрессом
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРС);
- Определение, симптоматика, детерминанты
- Индивидуальные особенности протекания и переживания ПТСР
- Симптомы ПТСР: повторного переживания, избегания, повышенной возбудимости
- Стадии развития ПТРС: острая, хроническая, отсроченная
- Типичные нарушения, возникающие на острой стадии ПТРС
- Основные симптомы хронической стадии ПТРС
- Симптомы отсроченной стадии
- Флэшбэк-синдром
- Возрастные особенности протекания ПТРС
- Симптомы ПТРС у детей разного возраста
- Понятие травматической личности, черты травматической личности
- Некоторые методы самопомощи в преодолении последствий ПТСР
- Ситуация утраты;
- Реакция горя, её причины
- Нормальная и патологическая реакция горя, её стадии (Василюк)
- Психологическая помощь
Четвертая пара 15.40 – 17.00
Тема 6. Коммуникативные кризисы и конфликты
- Общение как коммуникация;
- Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
- Системы кодификации и декодификации информации
- Коммуникативные барьеры: социально-культурные различия, барьеры непонимания, барьеры отношения
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- Общение как интеракция;
- Общая характеристика интерактивной стороны общения
- Стратегии взаимодействия в конфликте, их характеристика
- Общение как социальная перцепция;
- Специфика перцептивных процессов в социальной психологии
- Схема социальной перцепции
- Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизация
- Эффекты восприятия: эффект ореола (гало-эффект), эффекты новизны и первичности. Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции
- Виды атрибуции: личностная, объектная, обстоятельственная. Ошибки атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия. Формирование первого впечатления
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Первая пара 10.00 -11.20
Тема 7. Кризисы развития групп
- Структурные характеристики группы;
- Формально — статусная структура
- Социометрическая структура
- Структура социальной власти
- Лидерство и руководство в группах. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория, системная теория
- Стили лидерства. Теории руководства: теория руководства Мак-Грегора, вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера
- Групповая совместимость, групповая сплоченность
- Межличностная совместимость как фактор удовлетворенности членством в группе
- Виды межличностной совместимости: структурная и функционально-ролевая
- Групповая сплоченность как результат развития малой группы
- Основные подходы к определению и измерению групповой сплоченности. Сплоченность как высокая контактность (Г. Хоуманс), как величина привлекательности группы для ее членов (Л. Фестингер), как ценностно-ориентационное единство (А.В. Петровский)
- Факторы, определяющие групповую сплоченность
- Проблема группового давления, конформизм;
- Групповое давление как проблема социального влияния;
- Закономерности функционирования групповых норм. Эксперименты С. Аша, М. Шерифа
- Групповые и личностные факторы, определяющие предрасположенность к конформному поведению
- Виды конформного поведения
- Позитивная и негативная роль группового давления в функционировании группы
- Модели развития групп;
- Психоаналитический подход: теория Л. Бенниса и Г. Шеппарда
- Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца
- Деятельностный подход к развитию группы: стратометрическая концепция групповой активности А.В.Петровского
- Двухфакторная модель развития группы Б.Такмена
- Модели и стадии группового развития (модель Такмена и Йенсена; модель Коэна).
Вторая пара 11.40 -13.10
Тема 8. Кризисы в развитии организации
- Факторы рискованного развития организации;
- Причины кризисов в организации
- Тенденции циклического развития организации
- Опасность и вероятность кризисов в тенденциях развития организации
- Понятие и сущность антикризисного управления;
- Цель, задачи и сущность антикризисного управления
- Механизм антикризисного управления
- Эффективность антикризисного управления
- Критерии и показатели успешного преодоления кризиса. Оценка эффективности и совершенствование антикризисного управления
- Диагностика кризисов в процессах управления организации и разработка антикризисных стратегий;
- Основные параметры диагностики
- Этапы и методы диагностики кризиса
- Классификация факторов финансовой, кадровой, организационной, деятельностной состоятельности организации
- Анализ деятельности организации на различных этапах несостоятельности
- Критерии оценки кризисного состояния организации
- Прогнозирование динамического изменения потенциала организации
- Профилактика кризисных ситуаций
- Экономические меры профилактики кризисных ситуаций
- Организационные меры профилактики кризисных ситуаций
- Разработка антикризисной стратегии организации;
- Роль стратегии в антикризисном управлении
- Факторы, определяющие выбор стратегии антикризисного управления. Механизм разработки антикризисных программ
- Ресурсное обеспечение антикризисных программ
- Организационная структура реализации антикризисных программ
- Система оценки результатов реализации антикризисной стратегии
13.10 – 13.45 Кофе-Брэйк
Третья пара 14.10 – 15.20
Практикум «Мои кризисы»
- Методика «Ранние воспоминания»;
- Методика «Мой герой-антигерой» или методика «Переживание кризиса личностью» (на выбор участников семинара);
Четвертая пара 15.40 – 17.00
- Методика «Любовная история»;
- Подведение итогов;
Ведущий семинара:
Александр Смирнов
доктор психологических наук, профессор кафедры «Социальной психологии, конфликтологии и управления» УрГПУ.
Автор более 100 научных работ (в том числе 10 монографий) по проблемам психодиагностики, аддиктологии, девиантологии, глубинной психологии.