Психологический симптомокомплекс личности информатора / А. В. Смирнов, С.В. Духновский, В. В. Гвардыченко, // Вестник Кемеровского государственного университета 2020, 22(4) – с. 1018-1026 – DOI: 10.216603/2078-8975-2020-22-4-1018-1027

Существует научный интерес к феномену доносительства, который исследователями понимается вполне однозначно. Однако неоднозначность социальных оценок доносительства и личности информатора, от крайне негативных до требований узаконить институт доносительства, говорит о слабой изученности этого явления. В настоящее время феномен доносительства и личность информатора изучаются в рамках правового, феноменологического, социологического и поведенческого направлений. Каждое направление изучает только свою часть феномена, по-разному
представляет его эпидемиологические, этиологические факторы и исходит из своей методологии в оценке ущерба или пользы доносительства. Обнаруживается дефицит эмпирических исследований, предоставляющих важные сведения о личностных диспозициях, компонентах, структуре, побудительных мотивах, социальных последствиях рассматриваемого явления доносительства и личности информатора. Представленные материалы частично восполняют этот пробел.

В проведенных эмпирических исследованиях в качестве основного инструмента использовалась специализированная проективная диагностическая методика «БУК-МИФ v.7.2», предназначенная для исследования различных проявлений индивидуальности человека. На первом этапе исследований анализировались образцы почерка из доносов различных исторических эпох (1826–1988). В дальнейшем полученные результаты сравнивались с данными аналогичной психографологической диагностики в группах нормативных лиц и лиц с выраженным аддиктивным поведением. Используя
факторизацию данных, регрессионный, дисперсионный и графический анализы данных, авторы выделили психологический симптомокомплекс свойств индивидуальности информатора и, апробировав его устойчивость и дифференцирующие свойства, представили эмпирическую модель мотивации акта информирования, а также раскрыли и описали ее интенциональный, регуляторный, когнитивный, диспозиционный и бенефициарный компоненты.

Читать статью