Основная цель системы «ОЛИМПИЯ»
Основной целью программы является отбор и обеспечение психологической поддержки перспективно — результативных спортсменов.
Необходимость создания системы «ОЛИМПИЯ»
Необходимость создания Системы обусловилась наличием проблемных моментов и противоречий в существующей системе отбора и подготовки юниоров:
- обособленность процессов собственно физической спортивной подготовки и психологической подготовки в силу различия их предметных областей;
- эта предметная обособленность привела к существованию более двадцати вариантов «спортивно-психологического портрета» результативного спортсмена-юниора;
- как результат, сформировалась тенденция к своеобразному описательному «коллекционированию» необходимых качеств результативного спортсмена, представлению множества моделей; большинство разработок ограничивается изучением только отдельных аспектов спортивной подготовки: либо психологии спортивного поведения, либо копинг-стратегиями поведения предстартовых состояний.
- обособленность предметных областей спортивной и психологической подготовки существенно ограничивает диапазон изучаемых факторов, способствующих развитию результативности у каждого конкретного спортсмена.
- в области собственно спортивной психологии не учитывается фактор постоянного возрастного изменения личности спортсмена-юниора.
Таким образом, фактически отсутствует интеграция спортивно — психофизиологического, спортивно — технического, общепсихологического, личностно — психологического, возрастно-психологического и социального подходов в оценке индивидуальных особенностей спортсмена-юниора.
Описание выполняемых задач в рамках технологических блоков проекта
Первичное тестирование – предполагает выявление спортивных данных (проверка с помощью тренеров) и психологических особенностей юниора с целью определения его в одну из условных групп подготовки («спортивные высокорезультативные», «спортивные среднерезультативные», «спортивные низкорезультативные», «группа общей спортивной подготовки»).
Группирование позволяет в последующем определять характерные для группы сильные и слабые стороны спортивной подготовки и оптимизировать ресурсозатраты.
Распределение в «диадные» группы тренеров – по результатам проспективного анализа психологических данных (будущее отношение к спортивной подготовке и поведение), помимо распределения юниоров в условные, обозначенные выше группы, происходит распределение юниоров по тренерам, с учетом 2 критериев: максимальной психологической совместимости и максимальной результативности предстоящей спортивной подготовки. Тренер при этом получает необходимую развернутую информацию о юниоре в рамках модели «результативного юниора» по следующим пунктам:
1. Дисциплина
2. Эмоциональная сфера
3. Способность к мобилизации усилий для достижения цели
4. Уверенность в себе
5. Спортивная агрессивность
6. Воля
7. Соответствие личностного развития возрастным критериям
8. Характер межличностных отношений
9. Реакция на стресс
10. Динамика работоспособности
Консультирование тренеров позволяет интегрировать в одну систему подготовки спортивные и индивидуально-психологические аспекты работы с подопечным. Тренер получает информацию о том, каким образом лучше развивать позитивный потенциал или преодолевать у подопечного неблагоприятные тенденции развития..
Динамический мониторинг подготовки юниора – трехкратный мониторинг подготовки (три раза за учебный год) по данным чек-листов, получаемых от тренеров, позволяет осуществлять оценку и продуктивную коррекцию процесса спортивной подготовки.
Психопрофилактика и психокоррекция развития юниоров предполагает также и работу с родителями детей, по запросу родителей. Методологическое объединение триады «ЮНИОР» — «ТРЕНЕР» — «СЕМЬЯ» создает непрерывность процесса спортивной подготовки и психолого-педагогического развития.
АВТОРЫ ПРОЕКТА
А.В. СМИРНОВ В.В. ГВАРДЫЧЕНКО