УЧЕБНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСА»

Область знаний:

  • Управление рисками, связанными с организацией и осуществлением профессиональной деятельности;
  • Организация профессиональной деятельности;
  • Психогигиена профессиональной деятельности;
  • Повышение эффективности профессиональной деятельности;
  • Здоровье, качество и продолжительность жизни;
  • Личностное и профессиональное саморазвитие;

Участие в семинаре предоставляет необходимые знания и практические навыки в области кризисной психологии и психологии кризиса (глубинного, личностного, возрастного, мотивационного, коммуникативного, группового, управленческого), его конструктивного преодоления и профилактики.

Для кого:

  • Для руководителей, специалистов, работников любой сферы и профиля.

На этом семинаре Вы узнаете:

  1. Основные концепции кризиса;
  2. Структуру, функции, специфику развития и сферы развертывания различных типов кризисов;
  3. Распознавание кризисов и практику мониторинга предкризисных ситуаций;

Приняв участие в семинаре, Вы будете уметь:

  1. Диагностировать основные типы кризисов;
  2. Описывать и объяснять их специфику;
  3. Моделировать варианты развития кризисов и способы их завершения;
  4. Оказывать необходимое управленческое воздействие на кризисную ситуацию и важнейшие параметры кризиса;

 По окончании семинара, Вы будете владеть:

  1. Современными технологиями прогноза, предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов;
  2. Навыками их разрешения с позиций социальной ответственности;
  3. Навыками использования методов прикладного анализа для определения уровня конфликтности;

Форма проведения – очные занятия.

Продолжительность

Семинар проводится в течение 3 дней с 10-00 до 17-00 (каждый день).

Общая продолжительность занятий – 23 ч.

 Цели семинара:

  1. Рассмотреть особенности генезиса, детерминант и динамики кризисов различной модальности;
  2. Дать представление об актуальных научных и практических подходах к их разрешению;

 Задачи семинара:

  1. Сформировать представление о природе и сущности конфликтов различной модальности;
  2. Научить оценивать различные подходы к концептуализации конфликтов различной модальности;
  3. Сформировать навыки применения теоретических знаний к анализу и оценке конфликтов различной модальности;
  4. Дать представление об основных подходах к разрешению конфликтов различной модальности;

 Программа семинара

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Первая пара 10.00 -11.20

 Тема 1. Перманентная конфликтность человека.

  1.  Эволюционные основы регуляции поведения человека: мезо-кортико-лимбическая система позитивного подкрепления и церебральные регуляторы поведения;
  2. Базовый конфликт нейро-гормональной и церебральной регуляции поведения (археокортекс и неокортекс). Соотношение биологического и социального в человеке. От животного мира к социальному миру культуры;
  3. Проявления базового конфликта. Каин и Авель с точки зрения нейробиологии, психологии и конфликтологии;
  4. Роль культурно-информационной среды в регуляции поведения человека. Культурное давление. Конфликт социального и личного;
  5. Направленность личности;

 Вторая пара 11.40 -13.10

Тема 2. Глубинно-психологические конфликты
и система психологических защит.

  1.  Теория Фрейда и эволюционная теория Дарвина;
  • Ньютоновская термодинамика теории Фрейда;
  • «Влечение» или «Побуждение» — современная точка зрения на терминологический аппарат теории З.Фрейда;
  • Теория либидо и стадии психосексуального развития;
  • Стадии психосексуального развития и диалектика развития;
  • Стадии развития, фиксация и характер. Характер и поведение.
  • Психологические защиты;
  • Философские категории «Бытие» и «Противоречие» в концепции З.Фрейда;
  • Диалектика взаимодействия сознательного и бессознательного – человек Фрейда – «Homo Neuroticus sufficiorum»;

13.10 – 13.45  Кофе-Брэйк

Третья пара 14.10 – 15.20

  1. Родовое бессознательное Л. Зонди;
  • Притязания предка и феномен экзистенциальных потребностей
  • Потребности и побуждения
  • Генотропизм и его проявления — либидотропизм, морботропизм, социотропизм, оперотропизм, танатотропизм
  • Детерминанты жизненного пути человека по Л.Зонди
  • Бытие человека как управляемый фатализм по Л.Зонди
  • Человек Зонди – «Homo Viator»

Четвертая пара 15.40 – 17.00

  1. Телеологическая теория развития А.Адлера;
  • Источники чувства неполноценности и компенсация
  • Неполноценность и формирование прототипа личности
  • Прототип и идея, ошибки прототипа — фикционный финализм
  • Неполноценность, компенсация, цель и стиль жизни
  • Ведущие стили жизни и их сущность
  • Бытие как фикционный финализм
  • Человек Адлера – «Homo compensatorum, superiorum»

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Первая пара 10.00 -11.20

 Тема 3. Конфликты возрастного развития

  1.  Диалектика развития кризисов возрастного развития и проблема отсутствия концептуальных основ их объяснения в современной психологии;
  2. Концепция возрастного развития Э.Эриксона;
  • Стадии психосексуального и социального развития личности по Э.Эриксону
  • Сущность и социальная основа возрастных конфликтов, диалектические противоречия возрастных кризисов
  • Психологические подходы в преодолении возрастных кризисов

 Вторая пара 11.40 -13.10

Тема 4. Когнитивно-мотивационные конфликты.

  1.  Фрустрация и конфликт;
  • Детерминанты фрустрации (фрустрация задержкой, фрустрация срывом)
  • Личностные особенности и фрустрация
  • Социальные источники фрустрации
  • Фрустрация конфликтом
  • Когнитивный диссонанс Фестингера. Типы мотивационных конфликтов — источники, содержание и возможные последствия
  • Когнитивные конфликты и стратегии поведения
  • Последствия фрустрации
  • Конструктивные и деструктивные стратегии преодоления фрустрации

13.10 – 13.45  Кофе-Брэйк

Третья пара 14.10 – 15.20

Тема 5. Острые кризисные ситуации

  1.  Стресс как неспецифическая реакция организма человека на экстремальные условия
  • Теория стресса Г. Селье
  • Физиологический механизм стресса
  • Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)
  • Фазы стрессовой реакции
  • Вредный стресс, или дистресс
  • Современные представления о стрессе как о многозначном понятии

— стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку

— стресс как реакция на определенное событие

— стресс как промежуточная переменная между раздражителем и реакцией на него

— стресс как трансактный процесс столкновения индивида с окружающим миром

  • Виды стрессоров: повседневные сложности (микрострессоры), критические жизненные события (макрострессоры), хронические стрессоры, хронические субтравматические стрессоры
  • Сопротивляемость стрессу
  • Технологии совладания со стрессом
  1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРС);
  • Определение, симптоматика, детерминанты
  • Индивидуальные особенности протекания и переживания ПТСР
  • Симптомы ПТСР: повторного переживания, избегания, повышенной возбудимости
  • Стадии развития ПТРС: острая, хроническая, отсроченная
  • Типичные нарушения, возникающие на острой стадии ПТРС
  • Основные симптомы хронической стадии ПТРС
  • Симптомы отсроченной стадии
  • Флэшбэк-синдром
  • Возрастные особенности протекания ПТРС
  • Симптомы ПТРС у детей разного возраста
  • Понятие травматической личности, черты травматической личности
  • Некоторые методы самопомощи в преодолении последствий ПТСР
  1. Ситуация утраты;
  • Реакция горя, её причины
  • Нормальная и патологическая реакция горя, её стадии (Василюк)
  • Психологическая помощь

Четвертая пара 15.40 – 17.00

 Тема 6. Коммуникативные кризисы и конфликты

  1.  Общение как коммуникация;
  • Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
  • Системы кодификации и декодификации информации
  • Коммуникативные барьеры: социально-культурные различия, барьеры непонимания, барьеры отношения
  • Вербальная коммуникация
  • Невербальная коммуникация
  1. Общение как интеракция;
  • Общая характеристика интерактивной стороны общения
  • Стратегии взаимодействия в конфликте, их характеристика
  1. Общение как социальная перцепция;
  • Специфика перцептивных процессов в социальной психологии
  • Схема социальной перцепции
  • Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизация
  • Эффекты восприятия: эффект ореола (гало-эффект), эффекты новизны и первичности. Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции
  • Виды атрибуции: личностная, объектная, обстоятельственная. Ошибки атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия. Формирование первого впечатления

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Первая пара 10.00 -11.20

 Тема 7. Кризисы развития групп

  1.  Структурные характеристики группы;
  • Формально — статусная структура
  • Социометрическая структура
  • Структура социальной власти
  • Лидерство и руководство в группах. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория, системная теория
  • Стили лидерства. Теории руководства: теория руководства Мак-Грегора, вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера
  • Групповая совместимость, групповая сплоченность
  • Межличностная совместимость как фактор удовлетворенности членством в группе
  • Виды межличностной совместимости: структурная и функционально-ролевая
  • Групповая сплоченность как результат развития малой группы
  • Основные подходы к определению и измерению групповой сплоченности. Сплоченность как высокая контактность (Г. Хоуманс), как величина привлекательности группы для ее членов (Л. Фестингер), как ценностно-ориентационное единство (А.В. Петровский)
  • Факторы, определяющие групповую сплоченность
  1. Проблема группового давления, конформизм;
  • Групповое давление как проблема социального влияния;
  • Закономерности функционирования групповых норм. Эксперименты С. Аша, М. Шерифа
  • Групповые и личностные факторы, определяющие предрасположенность к конформному поведению
  • Виды конформного поведения
  • Позитивная и негативная роль группового давления в функционировании группы
  1. Модели развития групп;
  • Психоаналитический подход: теория Л. Бенниса и Г. Шеппарда
  • Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца
  • Деятельностный подход к развитию группы: стратометрическая концепция групповой активности А.В.Петровского
  • Двухфакторная модель развития группы Б.Такмена
  • Модели и стадии группового развития (модель Такмена и Йенсена; модель Коэна).

 Вторая пара 11.40 -13.10

Тема 8. Кризисы в развитии организации

  1.  Факторы рискованного развития организации;
  • Причины кризисов в организации
  • Тенденции циклического развития организации
  • Опасность и вероятность кризисов в тенденциях развития организации
  1. Понятие и сущность антикризисного управления;
  • Цель, задачи и сущность антикризисного управления
  • Механизм антикризисного управления
  • Эффективность антикризисного управления
  • Критерии и показатели успешного преодоления кризиса. Оценка эффективности и совершенствование антикризисного управления
  1. Диагностика кризисов в процессах управления организации и разработка антикризисных стратегий;
  • Основные параметры диагностики
  • Этапы и методы диагностики кризиса
  • Классификация факторов финансовой, кадровой, организационной, деятельностной состоятельности организации
  • Анализ деятельности организации на различных этапах несостоятельности
  • Критерии оценки кризисного состояния организации
  • Прогнозирование динамического изменения потенциала организации
  • Профилактика кризисных ситуаций
  • Экономические меры профилактики кризисных ситуаций
  • Организационные меры профилактики кризисных ситуаций
  1. Разработка антикризисной стратегии организации;
  • Роль стратегии в антикризисном управлении
  • Факторы, определяющие выбор стратегии антикризисного управления. Механизм разработки антикризисных программ
  • Ресурсное обеспечение антикризисных программ
  • Организационная структура реализации антикризисных программ
  • Система оценки результатов реализации антикризисной стратегии

13.10 – 13.45  Кофе-Брэйк

Третья пара 14.10 – 15.20

Практикум «Мои кризисы»

  1.  Методика «Ранние воспоминания»;
  2. Методика «Мой герой-антигерой» или методика «Переживание кризиса личностью» (на выбор участников семинара);

Четвертая пара 15.40 – 17.00

  1. Методика «Любовная история»;
  2. Подведение итогов;

 Ведущий семинара:

Александр Смирнов

доктор психологических наук, профессор кафедры  «Социальной психологии, конфликтологии и управления» УрГПУ.

Автор более 100 научных работ (в том числе 10 монографий) по проблемам психодиагностики, аддиктологии, девиантологии, глубинной психологии.